Ян Гейл спасает Москву

21 июля 2013

Ян Гейл спасает МосквуИсследование, проведенное недавно архитектором Яном Гейлом /Дания/ по заказу столичных властей, позволяет сделать печальные выводы о градостроительной политике мегаполиса. Известный специалист считает, что город пребывает во власти машин, а жители загнаны в каменные джунгли и предлагает дать «зеленый свет» пешеходам и велосипедистам.

Во главу угла должен ставиться тезис о комфортной городской среде, пусть сегодня этот лозунг кажется кому-то утопичным, однако, убежден Гейл, Москва будет не первым мегаполисам в мире, прошедшем путь от непонимания до кардинальной смены приоритетов. Вопрос лишь в том, готова ли столица уже сегодня встать на путь обустройства нового городского пространства.

Больше года знаменитый урбанист совместно с другими исследователями серьезно изучал основные магистрали Москвы, её парки, площади и небольшие улочки. Участники эксперимента подсчитывали количество пешеходов и автомобилей на отдельных участках, изучая город изнутри.

В итоге, выводы которые можно сделать, и не будучи гениальным урбанистом следующие: пешеходов на московских улицах в разы меньше, по сравнению с другими известными мегаполисами планеты. Кроме того, существующая инфраструктура не отвечает запросам в плане безопасности для детей и пожилых граждан, а уровень шума из-за транспортного коллапса превышает допустимые пределы, вызывая у людей негативные стрессовые эмоции.

Основная проблема сегодня в том, что подавляющая часть уличного пространства (порядка 80 %) отдана для движения транспорта, для пешеходов остается катастрофически мало – всего 20%, а в центре – и того меньше. Помимо этого, кроме авто, припаркованных по принципу «паркуюсь, где хочу» улицы перегружены рекламными щитами, киосками и пр., что затрудняет передвижение пешеходов. В мегаполисе ощущается нехватка переходов и мостов, скверов и парковых зон, где можно было бы отдохнуть.

Проанализировав данные, датский ученый предлагает оздоровить городскую среду, проведя тотальную реконструкцию некоторых улиц и набережных. Москва-река должна превратиться в рекреационную зону для полноценного отдыха горожан, а скверы и площади необходимо сделать привлекательными.

Наболевшую транспортную проблему Гейл предлагает решить, пересадив население на велосипеды, что было сделано в свое время в датской столице. Родина Гейла превратилась из задымленного мегаполиса в зеленый оазис, в котором 40-50% трафика составляют велосипедисты, а центральная улица Строгет, преобразившись, стала самой протяженной пешеходной зоной Европы. Преобразить и российскую столицу подобным образом не мешает ничто, кроме общественного сознания и нерасторопности чиновников.

Правда, судя по некоторым заявлениям столичных властей, они все-таки планируют уже в этом году обустроить порядка пятидесяти километров велодорожек. Планируется выделить велодорожки на десяти московских улицах, которые прилегают к вылетным автотрассам.

Чтобы мечты урбаниста стали явью, к процессу «копенгагезации» должны подключиться как чиновники и горожане, так и бизнесмены, отказавшись от сиюминутной выгоды ради благого дела. Пока же большинству проще ругать забитый под завязку трафик, стоя в пробке и задыхаясь от выхлопов.

На заметку: строительство — вид человеческой деятельности, который направлен на создание архитектурных объектов гражданского или промышленного строительства, домов, зданий, а также сопутствующих им объектов. Подробнее на строительном форуме allremont.ru